Не выходите ночью…





Не выходите ночью....
История эта подлинная и происходила со мной, да и сейчас повторяется, бывает раз в год, бывает реже…

Деревня Устрека, Мошенского района, Новгородской области. Расположена эта деревенька в местах красивых (на любителя) озера да большие болота кругом. Валдайская низменность как ни как.

Жили у меня там бабушка с дедушкой, ну и меня каждое лето отдавали им на присмотр, да на парное молоко. Став старше, сам начал туда ездить каждое лето и сейчас езжу, места для рыбалки там благодатные.

Пребывал там в свое время любопытный персонаж «Коля-дурачок». Раньше небуйных люди не спешили сдавать в «дурку», приглядывали за своими родными по мере сил и возможностей. Вот и Коля частенько посиживал на лавочке в палисаднике родного дома да изредка бродил по улицам без всякой цели. Колоритен он был до невозможности, абсолютно седая взлохмаченная грива, седые брови и даже казалось ресницы и те седые, в хлам разношенные кирзовые сапоги и нечто похожее на пиджак. Самые ранние воспоминания о нем относятся к детству, лет мне было 10-12. Что про его возраст в детстве оно как, те, кто старше тебя на год-другой уже старшие, а те, кто старше тебя на 10-15 лет уже пожилые. Мне он казался пожилым, но с высоты теперешних моих лет я понимаю, что ему в те времена было лет 35 или, может, чуть больше. В глаза я ему заглянул лишь раз и до сей поры сожалею об этом. Если это зеркало души, то ее там, похоже, не было, наверно, это как заглянуть в глаза покойника, хотелось быстренько отвернуться.

Знакомство мое с ним произошло при следующих обстоятельствах. Дети — довольно-таки жестокие существа, и развлечением деревенских детей служило издевательство над Колей. Любимое занятие — это бегать вокруг, обзывать дурачком и просить показать «лошадку». Нас, приезжающих на лето, приглашали на это «шоу» в качестве зрителей, для демонстрации местной достопримечательности. Сходил я один раз и больше не мог из-за острого чувства брезгливой жалости, да и взгляд его этот. Причем «лошадку» в его исполнении я увидел через месяц-полтора и то совершенно случайно. Между просьбой детей, чтобы он показал «лошадку», и исполнением не было никакой связи. Видимо, это был своеобразный припадок и случиться он мог где угодно и когда угодно. В тот злополучный день я просто проходил мимо его дома. Со стороны это действо действительно напоминало «лошадку». Это когда взрослые сажают детишек на плечи, держа их за ноги и слегка подпрыгивая, издают всякие «ржания» и «иго-го». Только вот звуки, которые Коля издавал, могли вызвать истерику у впечатлительных натур. Человеческие голосовые связки на такое просто не способны. Во всяком случае, я почувствовал, как кожу стягивает на затылке и вдоль позвоночника мурашки величиной с кулак. Потом я его дом обходил третьей дорогой.

Кстати, недавно смотрел по телевизору снятый любительской камерой обряд, проводимый попом-экзорцистом (не постановка). Бьющаяся в истерике женщина, издавала нечто подобное: ржание, рычание, визг, похожий на свист, истерический смех и какая-то тарабарщина, похожая на неизвестный язык.

Ну, а теперь то, что происходило и происходит. Первый раз это произошло, когда мне было 17 лет. Отловив «по вечерней зорьке» рыбы, вернулся домой. Вечер, телевизора в доме нет, жвачка для мозгов по радио и в городе надоела, а посему уселся читать книгу. Тишина в деревне, — если бывали, знаете. До ближайшего города Боровичи 55 км, а до более-менее крупного села 15. Где-то после часа ночи слышу, зовет меня кто-то с улицы негромко так, и протяжно окликают по имени, и, вроде как, прямо под окном. Выглянул, в свете из окон никого и главное — по голосу не пойму кто, непонятно даже мужчина или женщина. Естественно, спросил, кому приспичило посреди ночи, в ответ тишина и опять начинают звать. Ну, думаю, варианта два: либо кто из друзей-подружек прикалывается, либо местные мужички пришли «стрельнуть» на бутылку. Первый вариант отпал, друзья-подружки уже успели разъехаться по городам и весям, так как конец лета. Вариант второй тоже не особо подходит: «стрелки» подгребают либо к девяти вечера «на завтрашнее утро», либо к девяти утра, то есть время работы магазина, но мало ли. Денег давать не хотелось (про долг тут как-то быстро забывают) так что я не вышел, хотя звали долго, только, как светать начало перестали.

Поутру рассказал бабушке, мол, приходили на бутылку стрельнуть, да так настойчиво и пьяные, похоже, в «хлам», потому как кроме имени ничего сказать не могли. До утра спать не давали. Расспросив подробности, бабуля моя побелела и метнулась за печку, достала икону поставила на стол, и давай креститься. Сказать, что я обалдел — это ничего не сказать. Первый раз увидел, как она крестится, да и про то, что в доме есть икона, не знал. До этого уходила она всячески от вопросов веры (коммунисты в здешних местах лихо порезвились в свое время, церкви, часовни разносили и иконы изымали — только треск стоял), а тут такое. Естественно, у меня появилась масса вопросов, но бабуля долго отмалчивалась, только просила не выходить ни в коем случае, если ночью с улицы зовут. На вопрос, что же раньше не предупреждала, ответила, что давно этого не было, уже и не думала, что опять начнется. «Последний-то случай, почитай, лет двадцать назад был, а до него-то в старые времена частенько». Информации «кот наплакал», короче, достал я ее расспросами, ну она и рассказала.

Рассказ начала с вопроса: «Колю-дурачка» помнишь?». Да, блин, такое забудешь? Оказывается, не всегда он был дурачком, до описанных ею событий, нормальным парнем был. А вот когда было ему 20 лет, раз ночью сказал, что на улицу выйдет, вроде зовут его. Родные сами и не слышали ничего, хоть и в одной с ним избе были, отговаривать не стали — дело, как говорится, молодое. Вышел да и пропал. Подняли на следующий день знакомых и друзей, но никто не в курсе, где он, да что с ним. Только на четвертый день подключилась милиция, но следов никаких. Недели через две бригада колхозников очередной раз выехала на «делянку» (выделенное колхозу место для рубки леса), а сама делянка находилась километрах в шести от деревни в месте под названием «Дальняя ухожа». Приехали, а там Коля меж пней да срубленных сучьев скачет, демонстрируя ту самую «лошадку». От одежды лохмотья остались, исцарапанный весь, живого места нет, худющий как скелет, обуви нет, ноги в кровь и уже белый до бровей.





-Так,- говорит бабушка,- и появился у нас в деревне «Коля-дурачок».

Я, конечно, допрос продолжил, что, мол, с ним приключилось? И на свой вопрос получил странный ответ:

— Знамо-дело что, покатались на нем ЭТИ.

Кто такие ЭТИ и что значит «покатались» так ответа и не добился. Дальше-то, что было, спрашиваю.

— А что дальше? Привезли, отдали родным, какой он сам, видел, безобидный, в общем. Одно плохо: по ночам все выйти из дома норовит, но дверь запрут – он успокоится и спит себе смирно.

Любопытство не порок, а большое свинство, как говорится, стал я допытывать, как бы мне его увидеть, может, что узнаю из обрывков фраз и того бормотания, что он произносил, когда был не в припадке.

— Как же ты его увидишь,- говорит бабуля, — он ужо года три как пропал, родственники за дверью не проследили, он и ушел в ночь. Искали долго, и наши мужики, и из соседних деревень, и милиция, только следов никаких. Так и закрыли дело. Такая, видать, у него судьба. После того случая, все одно, он меченный был, ЭТИ до него все равно бы добрались.

P.S. Естественно, пришлось проводить настоящее исследование, что же это есть. Пришлось перелопатить гору литературы, но это уже отдельная тема.

За ошибки прощенья просим, пишу на ходу, это как говорил Винни-Пух:
— Пиши ты Сова, а то у меня правописание хромает. Да нет, оно хорошее вообще-то, но хромает.